ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

“САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ”

 

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

НА ТЕМУ

 «ОБЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 56 ГР. И.С.Т.

 

                                                                                 КИЯЕВА КСЕНИЯ

                                   

ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ: НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

                                                                             БУДАЕВ Д.С.                                      

 

 

 

         ОЦЕНКА:

 

 

 

 

 

 

                                                   ПОХВИСТНЕВО

                                                             2006

                Содержание.

1.Введение

2.Статья «Что сулит общение через Интернет».

3.Статья Н.Д. Чеботарева «Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы».

4.Портрет пользователя электронной почтой.

5. Основные формы общения в Интернете и их особенности.

6. Опрос молодежи.

7.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение.

Глобальные сети стали частью жизни миллионов людей, получивших свободный, интуитивно понятный, а главное самостоятельный доступ к океану знаний, накопленных во всём мире, получивших возможность общаться с людьми, живущими в разных странах на разных континентах.

Интернет стал одним из самых значительных демократических достижений конца нынешнего века. Целью моего исследования является тема об общении через Интернет. Интернет в 21 веке стал неотъемлемой частью общения в обществе.

Интернет представляет собой глобальную информационную среду, огромное количество данных, имеющих разную природу и предназначающихся для разных целей. Под общением в реальном времени, как правило, понимают такой процесс обмена информацией, при котором у обучающихся имеется возможность получать ответные сообщения с минимальной задержкой. Вообще, конечной целью работы любых средств коммуникации является как можно более близкая имитация обычного разговора. Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. Общение через Интернет может проходить с различными направлениями: общение друзей, общение сотрудников, общение для знакомства и т.д. Во всех странах мира сейчас рассматривается такой вопрос, как Интернет-зависимость общества. Это очень опасная психологическая болезнь особенно обостренная у подростков. Значит с одной стороны общение через Интернет очень опасно. Но с другой стороны быстро текущее время событий не позволяет нам отставать от него: сейчас с помощью Интернета мы можем общаться совсем миром, «сходить по Магазинам», посетить художественные галереи, поиграть в различные игры. Значит Интернет не так уж и опасен, просто нужно во время уходить с виртуального мира.  В этой работе я рассматриваю несколько статей на выбранную мною тему.

 

 

 

 

          

                                     

 

 

                                    

 

 

Что сулит общение через Интернет.

Опыт показывает, что на сайты знакомств люди обращаются по нескольким причинам, и эти причины постарались сформулировать создатели этих сайтов в виде целей знакомства: романтических, для переписки, серьезных и т.д. Изначально, вас может привлечь сюда интерес, ожидание нового приключения или конкретная цель завести себе друга. Те, кто приходят удовлетворить любопытство, быстро достигают цели и исчезают. Завсегдатаями сайта знакомств остаются люди, предпочитающие общение в Виртуальном мире общению в мире реальном, повседневном. Для них не столько важно найти партнера, чтобы потом продолжить с ним встречаться "реально", сколько сама "тусовка", общение с новыми людьми через Интернет. И надо сказать, что эту цель они реализуют вполне, так как именно здесь вы можете встретить человека, с которым, возможно, никогда бы не встретились в своей жизни, не говоря уже о международных масштабах знакомств. В этом смысле вы получаете уникальную возможность и переживаете новый интересный опыт. Преимущество общения через Интернет (положительная черта) заключается в анонимности, в том, что Вам не обязательно быть самим собой. Вы можете выбрать для себя любую роль, надеть любую маску и ваш собеседник возможно никогда не узнает, кто за этой ролью, маской. Вы можете стать любимым положительным героем или злодеем, проигрывая положительные или отрицательные качества своей натуры. И как Зорро вы будете появляться и исчезать в любой момент времени, который определите Вы сами.
     Таким образом, Вы начинаете чувствовать себя более раскрепощенно и непосредственно, чем в реальной жизни, где Вы скованы определенными социальными ролями. Кому-то такая игра будет по душе, но вряд ли она понравится человеку, который хочет найти реальный объект для знакомства. Если Вы хотите встретить спутника жизни, то какое-то время Вам придется вести переписку как в старинных романах, только вместо модного девичьего альбома Вам придется отвечать на вопросы анкеты, не всегда понятные.
     Так, например, мне позвонила по телефону девушка и произнесла одно слово: Тест". Меня это естественно удивило, и я начала ее расспрашивать: какой тест, для чего и так далее. Постепенно (минут через десять) выяснилось, что она не может ответить на вопросы теста, который ей предлагают для регистрации на сайте. Я могу понять смущение этой девушки и мне знакомо ощущение беспокойства, когда нужно ответить на вопросы анкеты: цвет волос, глаз, рост, возраст, профессия, увлечения и другие. Если честно отвечать на все эти вопросы, то оказывается, что ты рассказываешь о себе незнакомым людям, которых ты не видишь, и эти незнакомые люди будут принимать решение писать тебе или нет, знакомиться или нет. И еще не известно,(отрицательная черта) кто с тобой свяжется и понравится ли тебе этот человек. Немного проще, если вы выбираете партнера сами по уже существующей базе анкет (лучше делать и то, и другое: заводить свою анкету и просматривать уже введенные). Здесь вам необходимо принять решение о критериях поиска: что важнее цвет глаз и волос или возраст, семейное положение и другое. Для того чтобы правильно определить важность этих критериев, нужно задуматься о собственной системе ценностей. В какой иерархии находятся ваши ценностные критерии: материальная состоятельность партнера, его привлекательность, карьера, возраст и так далее. Например, если цвет волос не так важен по сравнению с карьерой и семейным положением, то в нужной графе можно указать "любой" (поставить прочерк или вообще не задавать). Нужно иметь ввиду, что чем больше этих критериев Вы вводите, тем более узкий поиск, тем меньше результатов Вы получите. Меньшее число критерий предполагает большую свободу выбора, больше случайностей.
     Графа "хобби, увлечения" предполагает вашу совместимость с партнером. Так, если девушка любит дискотеку, а молодой человек - рыбалку, то ей, вероятно, нравится общество, а ему - уединение. А это уже повод для конфликта.
     Помимо внутренних и внешних качеств, которые Вы ожидаете увидеть в своем новом друге, а также проблеме Вашей с ним совместимости, придется задуматься о его психологическом и физическом здоровье. Также как и в реальной жизни, знакомясь с человеком, Вам будет не очень удобно спрашивать у него справку об отсутствии СПИДа, сифилиса и других болезней. Хотя, некоторые брачные агентства предусматривают этот вариант и вводят в своих анкетах графу о заболеваниях, в том числе венерических. Как и в реальной жизни, Вам придется рассчитывать на честность своего партнера. Кроме того, ни для кого не секрет, что за знакомствами в Интернет очень часто обращаются люди, имеющие проблемы в общении в реальной жизни. Например, может оказаться, что Ваш новый знакомый страдает комплексом неуверенности в себе и высоким уровнем тревоги в лучшем случае, а в худшем - может быть алкоголиком, наркоманом или страдать тяжелым психическим расстройством, типа шизофрении. Со временем, узнав об этом, Вы окажетесь перед выбором: бросить его и нанести ему тем самым еще одну травму или пытаться помочь справиться с этой проблемой. Опыт других людей показывает, что если Вы отважитесь встретиться со своим избранником реально, то реальность, которую Вы увидите и почувствуете в лице нового партнера может сильно отличаться от виртуальной. Чтобы эта встреча не оказалась для вас стрессом или даже шоком, постарайтесь как можно больше узнать о партнере, общаясь в виртуальном пространстве. Если вы не можете подключить микрофон или видеокамеру, которые дают значительно больше информации, чем просто текст, то в какой-то момент попробуйте общаться по телефону. Как известно, человек воспринимает окружающую действительность через 5 органов восприятия: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Текст и человеческая речь вторичны и основаны на первичных образах, создаваемых этими чувствами. Поэтому возможности непосредственного восприятия партнера сильно ограничены в Интернете. Он хорош, скорее, для деловой переписки или для лицедейства в костюмах и масках, скрывающих истинное лицо. Возможно, именно поэтому для некоторых людей, имеющих определенные проблемы в общении, в сфере связанной с эмоциональным контактом, Интернет как наркотик, так как в нем, и , в частности, на сайтах знакомств такие люди находят много полезной информации и безболезненно для себя расширяют круг своего общения. Для многих Интернет стал своего рода экологической нишей.

             

 

Н.Д. Чеботарева. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы.

Наряду с биологическим развитием живые существа на нашей планете эволюционировали и в психическом плане. Взаимосвязь этих двух процессов можно объяснить общими историческими причинами и прежде всего борьбой за существование в результате естественного отбора. По мнению российского психолога В. Большакова (В. Большаков. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. – СПб, 1996), ускорение темпов эволюции, сопровождающееся возрастанием сложности биоорганизации живых существ, обуславливает вступление эволюции человека в новую стадию – стадию совершенствования поведения. Именно этот путь позволил человеку выстоять в конкурентной борьбе с другими существами. Очевидно, что развитие культуры, в том числе и поведенческих аспектов, на современном этапе напрямую связано с преобразованием информационного пространства и, в первую очередь, с возникновением телекоммуникации с помощью компьютерных сетей. Научное исследование психологических особенностей этого вида общения находится на начальном этапе и представлено, в основном, работами зарубежных ученых.
Почему люди выбирают интерактивный способ общения? Выделяют следующие причины: 1) недостаточное насыщение общением в реальных контактах; 2) возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни; 3) неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее. Казалось бы, в первом случае при появлении возможности удовлетворения потребности в межличностных контактах в реальной жизни, пользователь должен потерять интерес к интерактивному общению. Однако это происходит далеко не всегда. По-видимому, это можно объяснить спецификой сетевой самопрезентации. Самопрезентация в Сети некоторым образом связана с реальной идентичностью пользователя (например, утверждается, что самопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний: См. А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская «Стратегия саморепрезентации и Интернет, и их связь с реальной идентичностью»). Здесь нам кажется уместным вспомнить концептуальную систему Уильяма Джеймса и построенную на ней теорию Роберто Ассаджоли. Согласно этой системе психодинамические структуры (те черты, или качества личности, которые проявляют себя в виде реакции на стимулы), развивающиеся в процессе онтогенеза через регулярное повторение и подкрепление, постепенно закрепляются в виде паттернов, субличностей. Данные структуры являются частями личности и располагаются вокруг «Я», нашего «духовного центра притяжения». Строго говоря, «субличность – это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственными характеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через личность» (Маргарет Руффлер. Игры внутри нас. – М., 1998. С. 22-23). «Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Вместе с тем это линзы, через которые видна личность, посредством которых она приобретает реальный опыт» (там же, с. 24). Таким образом, процесс личностного развития и духовного самосовершенствования каждого человека невозможен без осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими. Мы предлагаем рассматривать виртуальную самопрезентацию как актуализацию одной или нескольких субличности. В сетевой коммуникации каждый человек может породить бесконечно большое число «ников» (псевдонимов), которые выступают как идентификаторы той или иной субличности. Таким образом, множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации, на наш взгляд, отражает не столько множественность, идентичности в современном обществе в целом, сколько развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей. Интересно, что существует зависимость количества виртуальных «ников» от гендерных, возрастных и некоторых других характеристик пользователя. Между реальной и виртуальной идентичностью существует возможность взаимного влияния. Виртуальное общение обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения. Эти особенности выделены в работе Минакова «Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности»: Анонимность, зачастую побуждающая обыгрывание личностной самопрезентации и предоставляющая более или менее эффективный способ управления впечатлением о себе. Возможность «убежать из собственного тела» является одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. (Becker, 1997). Кроме того, анонимность способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в проявлении большей свободы высказываний и поступков, в проигрывании нереализуемых в деятельности вне сети, неограниченных социальными нормами ролей и сценариев. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях ограничения невербальной информации. На смену детерминантам, обуславливающим возникновение первоначального влечения к человеку в ситуации реального общения, - «близости функциональной дистанции» (т.е. территориальная доступность) и физической привлекательности, - приходит принцип, который определяет не начальное, а дальнейшее развитие межличностных отношений: виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они резонируют, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости. Добровольность и желательность контактов, возможность их прерывания в любой момент. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций («смайликов») или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербальных компонент в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор, ссылок и т.п.). Исследованиям специфики виртуальных реальностей, в т.ч. и Интернет-реальностей, и их места в современной культуре посвящено много работ, и, хотя данная тема далеко не исчерпана, мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом аспекте. Отметим только, что несмотря на то, что виртуальная презентация никогда не тождественна реальной, поведенческие сценарии сетевых субличностей имеют право на реализацию и развитие, поскольку общение посредством Интернет является не эрзацем, а самоценной средой человеческой деятельности. Существуют различные классификации способов общения в Интернете. По степени интерактивности коммуникаций (А.Жичкина «Социально-психологические аспекты общения в Интернете») разделяют наиболее интерактивные среды общения -- чаты и MUDs; наименее интерактивные - e-mail и телеконференции. По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют: 1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ); 2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты); 3) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п. В рамках этих типологий интернет-форум (синонимы: гестбук/гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.п.) является полилоговой коммуникацией в режиме off-line. Так называемые «гостевые книги» («гестбуки»), предусмотренные практически на любом сайте, направлены на получение обратной связи от посетителей данного ресурса. Зачастую обмен впечатлениями перерастает в групповую полемику, в которую включаются и посетители, и создатели сайта. Таким образом «книга отзывов» может превратиться в популярный форум (конференцию), а дискуссии затягиваются на неопределенное время. Как отмечает Е. Горный («О гестбуках»): «Для многих - гестбук это именно "речь", а не "текст", а писание в гестбук - не "работа", а естественный способ общения - существования в виртуальном мире». Как правило, интернет-форум изначально имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Однако опытные работники сети (дизайнеры, редакторы сетевых журналов, модераторы и т.п.) прослеживают некую общую закономерность развития сетевых дискуссий, которые «почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти в плетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и прочие несуразности» (Е. Горный «О гестбуках). Таким образом, дискуссии имеют преимущественно психотерапевтическое значение для участников.
 Мы постарались свести воедино качества, характеризующие общение в рамках интенет-форума:
Пространство: в групповой дискуссии может принять участие любой желающий, имеющий доступ в сеть. Серьезным ограничением является, по большом счету, только языковой барьер. Время: в отличие от общения он-лайн (в реальном времени), у участников дискуссии есть возможность обдумать чужие реплики, подготовить и (при желании) отредактировать свои. Кроме того, отсеивается большое количество «формальных» хостингов: приветствия, разговоры «о погоде», т.е. топик пишущего отражает, как правило, наиболее актуальные для него темы. Ответственность: участник виртуальной группы, с одной стороны, делает вклад в развитие групповой динамики, с другой стороны, полностью ответственнен за собственное психологическое состояние. У него нет уверенности в том, что кто-либо поможет ему в проблемной ситуации, поэтому, если он заинтересован в каких-то изменениях, то будет прилагать все усилия, чтобы добиться этих изменений средствами группового взаимодействия. За ним остается право свободного входа и выхода из группы вне зависимости от завершенности его собственного гештальта. Эмоциональность: «Восприятие Сети как источника эмоциональной поддержки зависит от опыта пользования сетью: чем больше у человека "стаж Интернета", тем в большей степени он воспринимает сеть как источник эмоциональной поддержки, помощи в трудную минуту… Чем больше времени человек проводит в Интернете, тем большая часть его социальных контактов приходится на сетевых знакомых». Теперь попробуем выделить мотивационную составляющую, которая определяет вовлеченность участников в общение. Как уже было отмечено выше, начинаясь в рамках заданной темы, дискуссия зачастую уходит от нее в совсем другие области. Этими областями, как правило, становятся: обсуждение глобальных бытийных вопросов (в т.ч. религиозных, философских, экзистенциальных); обсуждение психологических проблем реального общения; агрессивное «выяснение отношений» между участниками форума; скрытая и открытая реклама товаров и услуг.
Каковы же перспективы развития для такого рода деятельности?  На основании предыдущего опыта, можно с уверенностью сказать, что большинство профессионалов-психотерапевтов и психологов смотрят на этот вопрос скептически. Действительно, о какой терапии, о каком развитии личности может идти речь, если личность клиента представлена только частично, в качестве виртуальной «субличности»? Кроме того, как можно проигнорировать возможности невербальной коммуникации, которая в реальном межличностном общении предоставляет до 55% информации и которые активно используется психологами и психотерапевтами? Каким образом будет управлять групповыми процессами (которые к тому же имеют свою специфику) ведущий группы? Насколько серьезной будут личностные изменения участников группы, не окажется ли виртуальная терапия ограниченной рамками «поддерживающей» терапии?
Отвечая на последний вопрос, заметим, что попытки оказания «виртуальной психологической консультации» уже реализованы на различных сайтах, посвященных психологическим проблемам. К сожалению, эти форумы на проверку оказываются малоэффективными, если критерием успеха считать позитивные глубинные личностные изменения. У нас есть следующая версия объяснения этого феномена. Форумы психологической тематики заявляют о себе как об онлайновых консультациях. Тем самым реклама настраивает посетителей, большинство из которых не обладает азами психологической грамотности, на получение некоего полезного «совета» от специалиста или от других посетителей сайта, готовых поделиться собственным опытом в решении данной проблемы. Такие конференции строятся по принципу: вопрос «клиента» – ответы специалистов и неспециалистов. Продолжение дискуссии «клиентом» содержит уточнение вопроса, разъяснение проблемной ситуации, и направлено, как правило, на получение как можно большего ответов на вопрос «Что мне делать в этом случае?» Таким образом, вместо отработки собственной проблемы, посетитель получает пакет различных поведенческих программ и, может быть, список литературы по интересующей его тематике. Для того, чтобы «запустить» динамические групповые процессы, на наш взгляд, следует отойти от декларирования чисто психологической тематики. Если область интересов хозяина включает в себя разворачивание психодинамических процессов на страницах его гостевой книги, с его стороны гораздо эффективнее было бы опубликовать текст провокативного характера, содержащий «спорные утверждения относительно общеинтересных тем». Как мы уже говорили, если рассматривать «ник» как субличность, то нельзя не согласиться с тем, что он вместе с тем является «линзой, через которую проглядывает личность». То есть, исследуя мотивы, движущие виртуальной субличностью, мы, во-первых, тем самым, познаем себя, и, во-вторых, имеем возможность влиять на личность через взаимоотношения с «ником». Нельзя забывать, что за каждой «виртуальной сущностью» стоит живой человек, и взаимодействие с его «Я» происходит как раз посредством общения с «ником». По аналогии с реальным общением: каждый из нас, попадая в ту или иную ситуацию (в т.ч. и на приеме у специалиста, и в психодинамической группе) таки или иначе действует посредством той или иной субличности (или нескольких сразу). Единственным принципиально новым аспектом является то, что эта субличность (субличности) не имеют телесного воплощения.
Многие исследователи проблемы виртуального общения в Интернете утверждают, что в этом случае практически пропадает невербальная коммуникативная составляющая. Остается только возможность выражения испытываемых (или инсценируемых) пользователем чувств посредством «смайликов» и комментариев в скобках. В ситуации интерактивного общения посредством форума личность проявляет себя как текст, отождествляется с текстом (в данном контексте в понятие «текста» мы включаем, в т.ч. и речь). Присутствие ведущего на интернет-форуме может быть как явным, так и неявным. Функции ведущего интерактивной психодинамической группы мы видим в том, чтобы:
задавать направление дискуссии, обновлять обсуждаемые ресурсы сайта;
акцентировать внимание на проблемных ситуациях или по мере необходимости провоцировать участников форума на создание таковых; ставить перед участниками дискуссии задачи, направленные на личностный рост (осмысление вытесненных переживаний, выявление привычных неэффективных паттернов, заострение внимания на проблемах экзистенциального характера и т.п.); осуществлять подбор литературы и ссылок на ресурсы Интернет по затронутым в дискуссии направлениям; модерировать высказывания участников, если они не содержат значимой информации, или засоряют пространство форума рекламой или бессмысленными ругательствами (однако в последнем случае, на наш взгляд, не стоит увлекаться «модерированием агрессии», поскольку брань, тем более адресованная кому-то, создает широкий простор для поведенческого маневрирования всех участников форума). Результаты психодинамического процесса мы имели возможность наблюдать на примере сайта Анатолия Протопопова. Основной (и единственный) текстовый ресурс этого сайта посвящен стратегии брачного поведения у людей. «Трактат о любви» А. Протопопова представляет собой популярное переложение ресурсов по этологии, прежде всего работ Лоренца и Дольника, применительно к человеческим взаимоотношениям в современном мире. Автор предлагает рассмотреть влияние инстинктивных составляющих на выбор сексуального партнера. Как и следовало ожидать, вступление в дискуссию каждого из участников начиналось с выражения благодарности Автору за интересный текст и обсуждения некоторых моментов «Трактата». По мере расширения числа участников отдельные дискурсанты начинали приводить «жизненные» примеры под предлогом освещения их с этологической точки зрения. Постепенно примеры становились все более и более личностными и эмоционально окрашенными. «Случайных» посетителей увлекала не только перспектива «услышать совет», как вести себя в той или иной ситуации, но и возможность взглянуть на ситуацию и на собственное поведение в ней глазами других участников группы и получить от них эмоционально окрашенную оценку. Отмечено, что в некоторых случаях результатом дискуссии стало изменение в иерархии личностных ценностей отдельных участников. Психологическая помощь участникам форума не ограничивалась обсуждением животрепещущих тем. Примечательно, что большинство участников выбрало себе в качестве «ников» человеческие имена (а несколько дискурсантов выступали под собственными именами). Логично предположить, что посетители протопоповского сайта, чей средний возраст примерно равен 23-35 годам, уже пережили пик экспериментов с вычурными псевдонимами и представили в сети субличность, достаточно точно отражающую их реальное поведение и ценности. В отличие от реальной психодинамической группы, последовательная смена стадий развития виртуальной группы в явном виде не прослеживалась: все четыре этапа были представлены практически одновременно. Это связано с тем, что первоначальное вступление участников форума в дискуссию происходило не единовременно, а по мере их обращения к основному текстовому ресурсу.
Обещая, можно выделить следующие этапы групповой психодинамики, специфической для виртуальной группы: Вступление участника в дискуссию (выражение Автору благодарности за интересный текст и теоретические замечания относительно отдельных моментов «Трактата».
Начало самораскрытия со стороны участника, приведение «примеров» из собственной жизни под предлогом обсуждения их с этологической точки зрения. Комментирование реплик других дискурсантов с точки зрения собственного жизненного опыта через призму собственных ценностей и убеждений. Взаимные провокации нововступившего в форум участника и «старожилов». «Выяснение отношений» между теми участниками дискуссии, чьи мировоззрения содержат конфликтующие между собой установки. Предъявление все более глубинных личностных проблем, возрастание искренности. Нам трудно сделать однозначный вывод относительно того, был ли закреплен за кем-либо из участников статус «неформального лидера» (поскольку социометрические исследования мы не проводили). Однако «иерархические поединки», аналогичные реальным, можно было отследить по агрессивным словесным перепалкам, в которые оказались вовлечены многие участники, независимо от пола и возраста. Интересным было распределение ролей тех участников, которые стали постоянными посетителями и долгожителями сайта. Если условно оставить лидерство за Автором сайта, то роли участников, поддерживающих лидера, эксперта, оппозиционера и отверженного, свойственные реальной психодинамической группе, получили свое явное и неявное воплощение и в виртуальной реальности. Стадия работоспособности представляла собой периодические «всплески» всеобщей заинтересованности, выражающиеся в продолжительном обсуждении одного топика с многочисленными ответвлениями. По мере возрастания доверительности между участниками дискуссии (которым нисколько не мешали агрессивные высказывания отдельных участников), начали актуализироваться все более глубинные темы. От чисто поведенческих проблем участники стали переходить к обсуждению экзистенциальных страхов, проблем выбора, смысла жизни и пр. Можно отметить позитивные изменения, которые произошли с некоторыми участниками форума: Сдвиги в решении личностных проблем (как поведенческого, так и более глубокого характера).  Изменение мировоззренческих установок (в т.ч. смещение акцентов относительно ценностных параметров). Изменение эмоционального фона мировосприятия. В случае невозможности решения проблем в условиях интерактивной группы, некоторые участники проявили активность в поиске реального специалиста. Актуализация проблем, связанных с кризисными состояниями: экзистенциальными страхами; ситуациями выбора и пр.; Можно предположить, что в случае правильной стратегии ведущего группы, в результате такой интерактивной групповой работы возможно решение проблем участников, направленное на расширение спектра сознания (по Кену Уилберу) и переход на новый уровень сознания. Резюмируя изложенное, отметим, что в нашей работе мы коснулись некоторых аналогий реального и виртуального общения, выявили особенности последнего, постарались наметить перспективу исследования и использования виртуального пространства интернет-форума для решения групповых психодинамических задач. Несмотря на то, что данная работа написана не на основе эмпрических исследований, а на основе систематизации информации о виртуальном общении и наблюдении за дискуссией на форуме, можно сказать, что у виртуальной психодинамической группы, несмотря на ее специфику, есть определенные перспективы для решения психодинамических задач путем группового взаимодействия.

 

 

Портрет пользователя электронной почтой.

 

Как это видно, представители ядра аудитории в подавляющем большинстве являются постоянными пользователями E-mail, в то время, как для лиц, проводящих в Интернете 1-2 часа в месяц, этот показатель почти в 3 раза ниже. В группе пользователей со стажем более 2 лет, лиц, не пользующихся электронной почтой нет вообще. Для аудитории Интернета, считающей себя квалифицированной, доля постоянно использующих E-mail составляет 96.3%. Среди мужчин доля постоянно пользующихся E-mail составляет 62.2%, а среди женщин она несколько ниже - 57.0%. В возрастных группах до 24 лет и 25-35 лет удельный вес постоянно пользующихся электронной почтой одинаков - 62%, лица более старшего возраста пользуются E-mail значительно реже - 47.5%. Имеют личный E-mail адрес 65.4% пользователей. Этот показатель примерно одинаков во всех возрастных группах, у женщин и мужчин. Почти все пользователи со стажем более 2 лет, а также считающие себя квалифицированными, имеют собственный электронный адрес. Наиболее популярные у респондентов серверы бесплатных служб электронной почты: mail.ru 10.0% респондентов отметили, что пользуются услугами этой службы, hotmail.com -6.0%, hotmail.kg - 3.9%, netmail.kg - 2.1%. Портрет наиболее типичного пользователя электронной почтой: мужчина 23-24 лет со стажем посещения Интернета более 2 лет и высокой пользовательской квалификацией, имеющий собственный E-mail адрес.

Основные формы общения в Интернете и их особенности.


Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line1. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в конференции relcom. fido. su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей. На каналах windows или os2 обсуждаются соответствующие операционные системы; несколько каналов warez (в большинстве своем - закрытых для постороннего вторжения) посвящены дискуссии о различных программных продуктах ). Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету). В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть).Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладает такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.
Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов" (которых существует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys), физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому "в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед с пользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью(Reid, 1994), а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности. Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира" (Kelly, 1997). Kelly также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы - собака" (Kelly, 1997). Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

 

                                                  Опрос молодёжи.        

Я побывала на одном из чатов и расспрашивала мнение молодёжи о «общении через Интернет». И вот что вышло: с увеличением возрастов мнение об общении через Интернет складывается так: «общении через Интернет» вредит человеку, а входят они в Интернет ради развлечения и знакомства.

 

   

Я сделала тестирование среди некоторых студентов первокурсников своего возраста. Мне были интересны мнения других студентов. И вот я сделала выводы и графики о каждом варианте.

 

1.Нравится ли Вам общаться через Интернет?

1.Да.

2.Нет.

3.Безразлично.

 

Вывод: Т.е. на данный момент Интернет является неотъемлемой частью большинства студентов.

 

2.Какую форму общения Вы предпочитаете в Интернете?

1.Чаты.

2.Телеконференция (например дискуссия  о Windows).

3.MUDs(пользователи объединены в одном виртуальном пространстве).

4.e-mail.

 

 

 

Вывод: Среди видов общения через Интернет наиболее актуальны чаты, так как в чатах можно обмениваться любой информацией и делать новые знакомства.

 

 

3.Почему Вам нравится общаться (если Вы в первом вопросе ответили - Да) через Интернет?

Основная часть студентов, ответившая на первый вопрос - Да, ответили, что больше всего им нравиться общаться через Интернет, так как можно завести новых друзей на разных концах Земли. Пару студентов ответили, что это удобно, и лишь несколько не смогли ответить на вопрос. Это говорит о том, что студентов данного возраста Интернет привлекает, как средство для общения.

4.Какое качество Общения через Интернет Вы считаете главным?

1.Анонимность.

2.Колоссальный источник информации.

3.Пространство (в дискуссии может принять любой желающий).

 

 

Вывод: Большинство студентов выбрали ответ – пространство, так как в  общении через Интернет может принять участие любой желающий.

Итог:  каждый человек имеет своё мнение об общении через Интернет, но в основном у данного возраста 17-19 лет взгляды положительные и их мнения совпадают. 

 

 

 

                                               Заключение.

 

 

Принимая во внимания все выше сказанное, можно попытаться одним словом определить суть Интернета: это – общение, общение между отдельными людьми и целыми нациями без вмешательства правительственных авторитетов. Эта новая технология с огромной скоростью изменяет облик цивилизации, коренным образом меняя представление человечества о мире и самом себе. Сеть Интернет уже вобрала в себя десятки миллионов человек, более сотни стран, она полностью изменила процессы распространения и восприятия информации. В наш век информационных технологий виртуальная реальность Интернет, способствующая стиранию государственных границ, сокращению географических расстояний, ликвидирующая преграды между культурами, становится не менее явственной, чем окружающий нас материальный мир.

 



 

Сайт создан в системе uCoz